Выбрать страницу

История

История высшего учебного заведения начинается с 1931 года, когда в г. Алма-Ате был открыт филиал Среднеазиатского института инженеров железнодорожного транспорта с путейской, механической и эксплуатационной специальностями для подготовки кадров для Туркестано – Сибирской железной дороги.

1957 году данный филиал был преобразован в учебно-консультационный пункт (УКП).

Указанный учебно-консультационный пункт с 1 октября 1967 года был реорганизован в Алма – Атинский филиал ТашИИТа.

20 мая 1976 года на базе филиала был создан Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта (АлИИТ).

1 января 1991 года на базе Алма – Атинского филиала Усть-Каменогорского строительно-дорожного института был создан Алма-Атинский автомобильно-дорожный институт (ААДИ).

7 мая 1996 года на базе двух транспортных учебных заведений – Алма-Атинского института инженеров железнодорожного транспорта и Алма-Атинского автомобильно-дорожного института было образовано укрупненное высшее учебное заведение для подготовки специалистов для транспортной отрасли республики – Казахская академия транспорта и коммуникаций (КазАТК).

23 мая 2000 года Казахской академии транспорта и коммуникаций было присвоено имя первого казахского инженера путей сообщения, крупного общественного и политического деятеля, одного из разработчиков проекта и строителя Туркестано-Сибирской магистрали Мухамеджана Тынышпаева.

Сегодня КазАТК им. М. Тынышпаева – это ведущее высшее техническое учебное заведение Казахстана по подготовке кадров для железнодорожного (включая городской электротранспорт и метрополитен) и автомобильного транспорта, информационным технологиям, телекоммуникациям и кадров для финансово-экономических структур.

Учебно-научный процесс в КазАТК осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, более 60% которого являются докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами. При академии функционируют колледжи в городах Астана, Алматы, Актау, Актобе и Шымкент.

Биография М. Тынышпаева

Тынышбаев

Казахский общественный деятель, депутат Второй Государственной Думы России, премьер-министр Туркестанской автономии, член «Алаш Орды», первый казахский инженер-путеец, активный участник проектирования и строительства Туркестано-Сибирской магистрали Мухамеджан Тынышпаев родился 12 мая 1879 года в предгорье Жыланды Маканшы-Садыровского района Лепсинского уезда Семиреченской области.

Образование

1899-1900 гг. обучался в Верненской мужской гимназии. В 1900 год поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге. В 1905 году Тынышпаев сдал выпускные экзамены, защитил курсовой проект «Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги» и получил диплом инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и стал первым казахским инженером-железнодорожником.

Трудовая деятельность

В 1906 году Тынышпаев стал работать инженером на реконструкции Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу, принял активное участие в возведении моста из металлоконструкций вместо старого деревянного через реку Амударью. В 1907 году он участвовал в изыскательной экспедиции А. Голембиевского по изучению трассы будущей Туркестано – Сибирской магистрали на юге, от станции Арыс до реки Или. С 1907 по 1910 год работал инженером особых поручений на строительстве железной дороги Ашхабад — Ташкент. С 1911 года Мухамеджан Тынышпаев работал начальником отдела, а затем главным инженером железнодорожного строительства участка Урсатьевская — Андижан. В 1914 году он перешёл работать на строительство южной части Семиреченской дороги (начало Турксиба),где был начальником небольшого участка железнодорожной линии, а затем главным инженером линии от Арыс до Аулие-Аты (ныне Тараз). В 1921 году М. Тынышпаева назначили начальником Управления водного хозяйства Наркомзема Туркестанского края в Ташкенте. В 1922 году Наркомзем назначил его на аналогичную должность в Чимкенте. 22 июля 1922 года после смерти жены Гульбахрама вернулся в Ташкент. В 1925 году ему была предложена должность главного инженера по благоустройству города Перовска (бывшая Ак-Мечеть), переименованному в Кызыл-Орду в связи с переводом сюда из Оренбурга новой столицы Казахской АССР. 1 марта 1926 года он уехал в Алма-Ату и начал работать начальником дорожного отдела Семиреченской губернии — была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием Алма-Ата — Пишпек, проведены изыскания по строительству дороги Алма-Ата — Талды-Курган, предложен новый вариант дороги Алма-Ата — Хоргос.

Политическая деятельность

В 1907 избран в Государственную думу II созыва от коренного населения Семиреченской области. Входил в Мусульманскую фракцию и Сибирскую группу. Член Аграрной комиссии. В 1916 году участвовал в восстании казахского населения в Степном крае и был арестован. В июле 1917 года Тынышпаев, как делегат от Семиреченской области, участвовал в I Всекиргизском съезде в Оренбурге и выдвинут в число делегатов на Всероссийское учредительное собрание. В ноябре 1917 года он был избран в Коканде премьер – министром Туркестанской автономии, но в связи с расхождением взглядов с избранным министром иностранных дел Мустафой Чокаем он покинул свой пост и уехал в Ташкент. 3 августа 1930 года Мухамеджан Тынышпаев был арестован по доносу, но после долгого следствия преступных улик не было обнаружено. 20 апреля 1932 года тройка при ПП ОГПУ определила ему 5 лет ссылки в Воронеже. Под надзором он работал в техотделе Управления постройки новой железной дороги Москва — Донецк. 21 ноября 1937 года он был вновь арестован, как бывший член «Алаш Орды» и как «враг народа» расстрелян.

Научная деятельность

В 1924 году он был приглашён в Казахский педагогический институт, открывшийся в Ташкенте, на работу преподавателем математики и физики (Сейчас это – Казахский национальный педагогический университет имени Абая, находящийся в Алматы). 1. Он занимался сбором информации о происхождении жузов, 2. Описывал историю казахских родов, 3. Составлял таблицы к генеалогии родов с краткими описаниями жизни и смерти ханов, батыров, биев, акынов, 4. Выступал с лекциями на эту тему в Туркестанском отделе Русского географического общества. 5. Опубликовал исследования: «Коксуйский могильник и городище Кайлак», «Историческая справка о родоплеменном составе населения Ташкентского уезда», «Казахи в XVII—XVIII веке», «Победы и поражения казахов», «Материалы по истории киргиз-казакского народа».

ТуркСиб

В январе 1927 года по настоятельному предложению Турара Рыскулова он был включен в Комитет содействия строительству Турксиба, созданный в декабре 1926 года. Занимался разработкой проекта (известен как Чокпарский вариант) прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году настоял на Балхашском варианте трассы в противовес Лепсинскому, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги. Работал над исправлением ошибки инженера-проектировщика строительства станции Алма-Ата-I. 1929 г. начальник строительства Турксиба В. Шатов издал указ об образовании в составе производственного отдела Турксиба особой службы — части пути, начальником которой был назначен Мухамеджан Тынышпаев.

Реаблитация

29 сентября 1959 года Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР. В феврале 1970 года — Прокуратурой СССР и Военным прокурором Туркестанского Военного округа. 1993 г. в селе Каргалинка был открыт первый памятник великому железнодорожнику. 23 мая 2000 года Казахскому академию транспорта и коммуникации было присвоена имя М. Тынышпаева. 2007 г. в городе Сарканд было торжественно открыто музей М. Тынышпаева и памятник.

Жизнь в академии

Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева единственное высшее учебное заведение, которое хранит (сохраняет) не только имя великого Алашординца, но и его мудрое наследие. А именно, в музее академии хранятся предметы, которыми пользовался Мухамеджан Тынышпаев еще при жизни. В библиотеке академии функционирует специальный отдел посвященный Мухамеджану Тынышпаеву, выставлены витрины с его трудами. В этом отделе хранятся научные статьи и книги о его деятельности и жизни, художественная литература, которая стала достоянием наших студентов. Ежегодно организовывается торжественное возложение цветов, посвященное дню рождения Мухамеджана Тынышпаева, с приглашением родных и близких. Академия чтит память Мухамеджана Тынышпаева: за торжественным столом читается дуа, студенты выступают со стихотворениями собственного сочинения, посвященные ему. Таким образом, среди студентов широко пропагандируется, распространяется знание о Мухамеджане Тынышпаева, его жизни и деятельности. Он стал примером подражания для студентов нашей академии.

Размер шрифта
Контраст
Приемная комиссия