Мухаметжан Тынышпаев первый казахский инженер-путеец
Мухаметжан Тынышаев ( 1879—1937 )
Мухаметжан Тынышпаев ( 1879—1937 ) — выдающийся казахский политический и общественный деятель, один из основателей движения Алаш, член правительства Алашской Орды и ее заместитель, историк — ученый, инженер первого казахского железнодорожные отношения.
Биография
Он происходил из рода Садыр племени Найман. Мухамеджан Тынышпаев, видный общественный и государственный деятель Алаша, историк, просветитель, первый инженер путей сообщения, родился 12 мая 1879 года в селе Маканши-Садыр Болы Лепсинского района Жетысуского района (ныне Кабанбайский район Алматинской области ). Получив письмо от сельского муллы, в 1890 году он был принят в подготовительный класс Верненской мужской гимназии. Судьба Мухамеджана Тынышпаева аналогична судьбе казахского народа, стремящегося к образованию и просвещению, национальному равноправию и цивилизации. В том числе подготовительный класс Тынышпаев М., проучившийся в указанной гимназии 10 лет, окончил с отличием (золотой медалист). В 1900 году директор гимназии М.В. Благодаря тому, что Вахрушев дал стипендию губернатору Жетысу (в то время изучение государственного учета велось только таким образом), Мухамеджан был принят в Петерборский институт железнодорожного транспорта имени императора Александра I. Окончил этот институт в 1906 году.
Годы в России
В начале 20 века западная демократия едва доходила до России. Это пробудило интеллектуалов в этой империи. Например, в 1905 году Россия , как сказал А. Бокейхан, «в первый и последний раз стала Европой ». То есть 17 октября того же года был опубликован манифест короля , и стране была предоставлена некоторая свобода слова и мысли. В 1906 году в России была созвана первая Государственная дума. Мухамеджан Тынышпаев, оказавшийся в гуще таких исторических событий, начал изучать азбуку политической борьбы. Молодой актер быстро это усвоил. Есть много данных, подтверждающих его политическую зрелость. Например, в 1905 году он направил аргументированное письмо председателю комитета министров, предлагая правительству избавиться от военной системы и пойти гражданским путем в управлении иностранными народами, такими как казахи. Также в ноябре того же года он участвовал в первом собрании автономистов и выступил с докладом под названием «Движение казахов за свободу» («Русский Туркестан», № 1, 1906 г.). В своем докладе М. Тынышпаев говорит: «Известно, что намерено сделать правительство: во-первых, оно русифицирует язык, обычаи, религию и духовность жестокими и жестокими репрессиями; во-вторых, различными административными мерами, губернаторами, постановлениями казахи будут объявлены беззаконными и объявлены вне закона; в-третьих, мы лишим их пропитанной кровью земли, где погребены их кости, выгоним их в пустыню и отдадим в руки смерти. Здесь вместо былой независимости и свободы казахам фальшиво заплатили за бескровное вхождение в состав Российской империи. Одна из острых статей художника в этом духе называется «Общее описание современного положения казахов и их жизненных потребностей». Это коллекция М. Тынышпаева 1993 года. В статье автор представляет причину, по которой люди попадают в трудную ситуацию и как от нее избавиться. После такого открытого мнения королевские шпионы начали следить за Мухамеджаном.
Железнодорожная эксплуатация
М. Тынышпаев приехал в страну в 1906 году и некоторое время участвовал в проектировании Жетысуской железной дороги. Осознавая изгнание 1-й Государственной Думы, он проявляет себя настойчивой общественно-политической работой, необходимой для защиты прав страны. В результате в 1907 году в возрасте 28 лет он был избран депутатом II Государственной думы от Жетысуского края. Значит, теперь он поднимется в большую политику. Однако II Дума также была исключена царем. Указом от 3 июня 1907 года империя лишила иностранные народности, например казахов (народов, не имеющих официального землевладения), права избираться в Думу. Из истории известно, что такая ситуация вызвала гнев казахской интеллигенции (работы в духе пробуждения страны стали публиковаться позже этого времени). После роспуска Думы М. Тынышпаев возобновляет свои профессиональные обязанности. Сейчас он участвует в качестве инженера в железнодорожном строительстве региона Туркестанской губернии. В 1907—1914 годах участвовал в строительстве моста через Амударью, в качестве ведущего специалиста и главного инженера на строительстве железной дороги Урсат (Урсатьевск) — Андижан. М. Тынышпаев — инженер путей сообщения, достойный внимания в «Пупе Азии», даже если он завершил свою работу только в области железных дорог . В 1914 году фигура вернулась на железнодорожное строительство Жетысу. На этот раз он занимал должность начальника и главного инженера участка Арысь – Аулиета . В это время Т. Рыскулов, борющийся с деньгами на обучение в Ташкентском педагогическом институте, знакомится с инженером Мухамеджаном. Это был 1915 год. М. Тынышпаев вспоминает, что когда-то он пострадал таким же образом, предлагает Турару немалую сумму денег и говорит, что продолжит вкладывать такие необходимые средства. Это самоотверженное чувство двух граждан приводит к преданному братству.
Статьи Тынышпаева
Эльшиль Мухамеджан общается с людьми вокруг газеты «Казах», выходившей в Оринборе в 10-е годы 20 века. В этой газете публицист написал «Армию враждующих королей», «Подводную лодку», «Железная дорога и Европейская война», «Военные корабли и шахты», « Барлыбек Сыртанов» , «Садуакас Шалымбеков» и др. статьи публикуются.
1916-1917 годы были временем активной деятельности М. Тынышпаева на политической арене. Во время событий 1916 года находился в группе «Казах». Именно поэтому он был в самом разгаре работы по репатриации своих кровных родственников, которые были вынуждены уехать в Китай. Следующие данные, найденные Мухамеджаном, не могут не потрясти человека: в 44 странах, связанных с Жетысу, было 47 тысяч 759 дымов, из них вырвались наружу 40 тысяч 250 дымов, а количество погибших составило 95200 человек. Это тоже была резня.
В апреле 1917 г. Временное правительство назначило М. Тынышпаева и О.А. Шкапский назначается комиссаром Жетысуского района. Когда в конце ноября 1917 года в городе Кокане была объявлена автономия Туркестана , деятель был избран председателем (премьер-министром) правительства этой автономии. Однако созданная в Коканде Туркестанская автономия просуществовала всего несколько месяцев и была безжалостно разгромлена большевиками. Партия «Алаш» представляла Жетысуйский район в первом общеказахстанском съезде, который должен был быть создан, и втором общеказахском съезде, в котором была провозглашена Алашская автономия . В последнем он вошел в состав Национального совета ( Алаш Орда ).
В трудный период труд деятеля, совершавшего различные ответственные действия в различных политических и государственных системах, не был напрасным. Огромную работу Мухамеджана можно резюмировать следующим образом:
- как политический деятель он последовательно добивался равенства своей угнетенной нации;
- как инженер-путеводитель, он ставил интересы нации на первое место при строительстве железной дороги как до, так и после революции;
- как публицист, в своих статьях, издаваемых на русском языке, он доносил до петербургской интеллигенции несправедливость царских шенсуков, а в своих статьях на казахском языке показывал способы достижения равенства для своих родственников;
- Как историк он практически определил смелые направления создания подлинной истории казахской страны с древнейших времен до наших дней.
Служба в Туркестано-Сибири
В 1921—1922 годах заведовал водным хозяйством в Наркомате земель и вод Туркестанской советской автономии.
В 1925—1932 годах — главный инженер строительства новой столицы ( Кызылорды ) советской автономии Казахстан. Работал ведущим специалистом на строительстве Туркестано-Сибири.
В 1922 году он был избран членом правления созданной в Ташкенте культурно-просветительской организации «Талап». В этот период он написал несколько исторических работ. Значительным его вкладом в развитие страны стало участие в качестве специалиста в строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги .
В апреле 1932 года его арестовали и отправили на работы на строительстве железной дороги Москва — Донбасс. После возвращения в страну в ноябре 1937 года его снова арестовали и приговорили к смертной казни. [2]
Он родился 12 мая 1879 года в бывшем Жетысуском районе Лепсинского района Маканши -Садыр-болы (ныне Кабанбайский район).
В 1889-1900 годах учился в Верненской мужской гимназии, которую окончил с отличием. Окончил Верненскую гимназию с золотой медалью. Ежегодно он переходит из класса в класс с наградой 1-й степени, а своим лучшим примером и нравственным поведением вызывает восхищение у учителей. По окончании гимназии решением педагогического совета он был награжден золотой медалью за отличные достижения в науке, особенно по математике.
Это открывает возможность для двадцатилетнего Мухаметжана устроиться на работу переводчиком в канцелярию военного губернатора Жетысу. Но жаждущий учиться юноша стремится к высшему образованию и желает поступить в Санкт-Петербургский институт железнодорожного транспорта имени императора Александра I. И на этот раз судьба улыбается ему. С помощью своего учителя, директора гимназии М. В. Вахрушева он получил из казны ежегодную стипендию в размере 360 сомов и уехал в Петербург.
В 1900—1906 годах учился в Институте инженеров автомобильного транспорта имени Александра I в Петербурге , где поразил преподавателей своими выдающимися способностями и окончил его с отличием.
На последнем курсе института участвовал в революции 1905 года . В том же году он участвовал в съезде автономистов, выступил с речью на тему «Казахи и общественное движение», передал горе своего народа и направил запрос в Комитет министров. В нем предпринимаются попытки научно обосновать тот факт, что основные принципы управления казахами не соответствуют интересам казахов и требуют перехода от военной системы управления к гражданской системе. Тот факт, что это требование молодого политика гармонирует с требованием знаменитой «Каркаралинской петиции», ясно показывает, что граждане Казахстана, которые являются моими людьми, ходили повсюду и служили одной и той же цели.
В конце 1905 года он участвовал в съезде делегатов пяти областей Казахстана, проходившем на Урале . На этом съезде предполагалось создать контуры будущей партии «Алаш» .
Еще учась в институте, он скорбит о потере родного народа, публикует ядовитые статьи в прессе и выступает на различных собраниях. На одном из таких собраний он выступил с речью на 1-м съезде Союза автономистов, состоявшемся 19 ноября 1905 года. Там он резко высказался: земельный вопрос казахов, несомненно, очень важен… Ясно, что намерено правительство: во-первых,… уничтожить казахов как самостоятельную нацию и русифицировать всю область; во-вторых, превратить казахов в бессильную толпу; в-третьих,…лишение древних предков…что за кровавая, гнусная цель?! В целом в 1905-1907 годах М. Тынышпаев стал активно участвовать в общественно-политической жизни Российской империи. В 1907 году был избран депутатом II Государственной думы России от Жетысуского края . С трибуны Думы звучат голоса казахстанских депутатов, критикующих аграрную политику Столыпина, особенно большой шум вызвал доклад Бакытжана Каратаева. Это закончилось роспуском «либертарианской» Думы по закону от 3 июня 1907 года и утратой казахами права выбирать своих представителей в Государственную Думу .
После окончания университета работает инженером в Среднеазиатском регионе и на железнодорожном строительстве Жетысу. В своем комментарии о восстании 1916 года туркестанскому генерал-губернатору он подробно остановился на нем и дал краткий обзор насильственных действий колонизаторов. До Февральской революции Мухаметжан несколько лет работал инженером путей сообщения в Средней Азии, в Жетысуском районе.
Как и другие казахские интеллектуалы, он возлагал большие надежды на Февральскую революцию 1917 года . Вот почему в то время он служил решительно и быстро стал признанным общественным и политическим деятелем. Весной того же года он был назначен членом Туркестанского комитета Временного правительства , а также комиссаром этого правительства в Жетысуском районе .
В октябре 1917 года он вместе с другими алашскими деятелями принял участие во Всесибирском съезде, проходившем в Томи, и был включен в состав Сибирского совета. На Всеказахстанском съезде, состоявшемся в декабре того же года, он был избран членом правительства Алашорды, а позднее подписал множество законодательных актов в качестве заместителя председателя правительства Алашорды.
М. вместе с представителями национально-демократической интеллигенции собрались вокруг Алихана Букейханова, князя Алаша. Тынышпаев также принимает непосредственное участие в создании национальной партии «Алаш».
В 1911—1918 годах работал начальником и главным инженером Урсатиевско-Андижанского железнодорожного управления . После этого он руководил строительством Арысско-Аулиеатской ветки Жетысуской железной дороги.
На Всероссийском съезде казахов, состоявшемся в июле 1917 года , он был выдвинут депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Жетысуского района.
В декабре 1917 года он стал одним из пятнадцати членов Алашского автономного правительства , участвовал в принятии проекта «Положения о временном землепользовании на территории Алашской автономной области».
В 1918 году он участвовал в IV Всетуркестанском мусульманском съезде и был избран премьер-министром объявленной там Туркестанской («Коканской») автономии.
В 1919 году , после объявления ВЦИК амнистии бывшим алашординцам, занимал ответственные должности в Семейском народном комиссариате просвещения Туркестанской области.
После того как Туркестанская автономия была насильственно уничтожена советской властью, М. Тынышпаев вместе со своими алашординскими деятелями вел переговоры и переписку со многими различными правительствами, создававшимися одно за другим в это время (такими, как Временное правительство Сибири, Уфимская дирекция, правительства Колчака), боролся против Красные в годы гражданской войны. Но, увидев, что это не принесет ожидаемых результатов, с 1920 года встал на сторону советской власти и работал «буржуазным специалистом» в Ташкенте , Кызылорде и Алматы в различных уровнях хозяйственных учреждений.
С 1924 года — преподаватель нынешнего КазУПУ имени Абая.
В 1925—1926 годах , будучи главным инженером системы благоустройства новой столицы Кызылорды, он предложил построить множество новых сооружений и обеспечить город водой .
С 1926 года при поддержке Турара Рыскулова участвует в строительстве дороги Туркестан — Сибирь .
В 1926 году по предложению Турара Рыскулова участвовал в проектировании и строительстве Турксибской железной дороги. Однажды ему попался труд А. П. Чулошникова по истории казахского народа. Пишет критику представленных в этой книге мнений, вредящих чести нации, и направляет ее академику В. В. Бартольду . Ученый этим очень доволен и советует изучать и писать историю казахского народа, хотя бы записывать исторические данные и материалы для будущих исследователей. В этом направлении представлены произведения Мухаметжана Тынышпаева, написанные в 1926-1927 годах: «Материалы по истории кыргызско-казахского народа», «Кыргыз-казахи в XVII-XVIII веках», « Актабан Шубырунды» и другие.
3 августа 1930 года арестован в сталинском лагере , приговорен к пяти годам заключения и сослан в Воронеж на пять лет.
В 1933—1937 годах работал на строительстве железной дороги Москва — Донбасс, работая автомашиной .
Там он заболел и вернулся, но в ноябре 1937 года был вновь арестован и расстрелян в ташкентской тюрьме под видом « врага народа ».
29 сентября 1959 года Мухаметжан Тынышпаев был оправдан решением Верховного суда Казахской ССР , а в 1970 году — прокуратуры СССР и прокурора Туркестанского военного округа.