Выбрать страницу
Қасым Руслан Тоқтасынұлы

Бақыт Ғабит Бақытұлы

AP22688234 «Разработка способа повышения эксплуатационной экономичности маневровых локомотивов»

Цель проекта состоит в разработке оптимального способа снижения расхода дизельного топлива и выбросов вредных веществ в атмосферу маневровыми тепловозами с применением гибридной энергоустановки на основе дизеля с сухим картером и накопителя энергии.

Транспортная система Республики Казахстан является неотъемлемой частью топливо-энергетического комплекса (ТЭК) и составляет с ним единую технологическую связанную систему. Энергосбережение является составной частью энергетической Стратегии развития АО «НК «ҚТЖ» до 2025 года (утвержденной Советом директоров Компании 26.11.2015 года, №11) – она определяет внедрение на железной дороге нового поколения энергоэффективного тягового подвижного состава.

Состояние тягового подвижного состава и работа железнодорожного транспорта Казахстана  за последние годы претерпели значительные изменения. По информациям ТОО «ҚТЖ – Грузовые перевозки», основные фонды изношены на более чем на 50 %; износ маневровых тепловозов составляет более 70%; износ основного ремонтного оборудования локомотивных депо — 60%, уровень технологической оснащенности не превышает в среднем 40% от регламентных норм. В настоящий момент инвентарный парк маневровых тепловозов составляет – 650 единиц, из них за последние 10 лет обновлены 114 единиц.

На основе анализа зарубежных и отечественных исследований будет разработана методика расчета расхода топлива котлом подогревателем  для поддержания теплового состояния заглушенного тепловоза. Внедрение инновационного способа позволит снизить эксплуатационный расход топлива и уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, а также повышать эксплуатационную надежность маневровых тепловозов;

Полученные теоретические и практические результаты позволят получить техническое решение, имеющее большое значение для локомотивного хозяйства комплекса задач по повышению эксплуатационной топливной экономичности и надежности маневровых локомотивов посредством инновационного способа, это в свою очередь, позволит снизить эксплуатационный расход топлива и уровень выбросов вредных веществ в атмосферу, а также повышать эксплуатационную надежность маневровых тепловозов.

Основные результаты исследований отражены в:

  1. Бақыт Ғ.Б., Баубеков Е.Е., Мусин Н.Г. Обзор передовых методов и средств диагностирования тепловозного дизеля // Журнал «Промышленный транспорт Казахстана», Алматы, КУПС, 2020. – №2. с. 103-107. https://chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://prom-trans.kz/assets/files/zhurnal/2-2020-67.pdf;
  2. Елшібеков А.М., Абдуллаев С.С., Бақыт Ғ.Б., Шевлюгин М.В. Анализ возможности использования энергоаккумуляторов в системе питания установок, необходимых для электропитания // Вестник КазАТК, Том 121 № 2 (2022), стр. 88 – 96. DOI: https://doi.org/10.52167/1609-1817-2022-121-2-88-96;
  3. Abdykadyrov A., Marxuly S., Baikenzheyeva A., Bakyt G., Abdullayev S., Kuttybayeva A.E. Research of the Process of Ozonation and Sorption Filtration of Natural and Anthropogenicly Pollated Waters // Journal of Environmental Management and Tourism, 2023, 14(3), страницы 811–822. DOI: 10.14505/jemt.v14.3(67).20.

Цели Устойчивого развития:

7-Цель
11-Цель
12-Цель
13-Цель
Суйменбаева Жанна Багдатовна

Суйменбаева Жанна Багдатовна

AP22686357 «Исследование и построение информационной системы обработки данных ориентации и стабилизации наноспутников на основе методов фильтрации»

Целью работы является разработка информационной системы испытаний малых космических аппаратов с целью повышения достоверности, оперативности и глубины стендовых испытаний на основе исследования и совершенствования математических моделей обработки измерений, а также информационной поддержки технологических процессов испытаний.

В настоящее время в мире наблюдается повышенный интерес в области разработки и использования малых космических аппаратов нано/пико класса для различных прикладных задач. Они широко применяются в академических исследованиях, а также в коммерческих и научных миссиях, что способствует демократизации доступа к космосу и участию более широкого круга ученых и компаний в космических исследованиях.

Для отработки предстартовых испытаний наноспутников разрабатываются испытательные стенды, позволяющие на этапе наземной отработки выявить уязвимости систем и смоделировать поведение наноспутника в условиях, максимально приближенных к околоземным.

Проект посвящен созданию информационной системы обработки данных ориентации наноспутников на основе методов фильтрации и методов полунатурного моделирования обработки данных, получаемых с космического аппарата.

Тематика проекта направлена на решение актуального вопроса – наземного экспериментального подтверждения технических характеристик бортовых систем малых космических аппаратов путем обработки данных в информационной системе с применением принципов полунатурного моделирования

Объектом исследования  информационные потоки, циркулирующие в аналитической информационной системе при обработке данных испытания систем ориентации наноспутников.

Цели Устойчивого развития:

9-Цель
9-Цель
9-Цель
Бапышев Акылбек Мырзабекович

Бапышев Акылбек Мырзабекович

АР22685077 «Разработка метода выработки гарантийного запаса топлива в баках отработавшей ступени ракет носителей с учетом возможности ее управляемого спуска».

Цель проекта  состоит в исследовании инновационной технологии создания РН на основе системы выработки ГЗТ в баках ОПС РН и разработка автономной бортовой системы увода (АБСУ). Данное исследование вносит определенные изменения в идеологию проектирования и жизненного цикла РН с учетом реального технологического процесса подготовки и пуска РН и снижения экономических издержек на восстановление природных ресурсов.

Основными вопросами обеспечения экологической безопасности эксплуатации ракетно-космических комплексов являются выявление максимальной экологической напряженности, определенной воздействием высокотоксичных компонентов топлива и продуктов их сгорания на окружающую среду в районах падения (РП) отработавшей первой ступени (ОПС) ракет-носителей (РН), мест падения аварийных РН, районах расположения испытательной базы, стартовых комплексов.

Одна из причин такого характера производителя РН заключается в том, что его обязанность завершается успешным выводом полезной нагрузки в заданную точку активного участка траектории. Последствия, к примеру, пролив гарантийных остатков топлива на Землю, пожары, возможные разрушения различных фрагментов в РП ОПС РН, разработчики не учитывают. Известно, что зона, отведенная под РП ОПС РН охватывает тысячи гектаров, выведенных из хозяйственного ведения. Сокращение РП ОПС РН является актуальной проблемой эксплуатации космических средств в условиях космодрома Байконур. Кардинальное решение проблемы заключается в увеличении жизненного цикла ракеты космического назначения до момента утилизации ее фрагментов

Предлагаемый проект посвящен исследованию проблемы техногенного воздействия от пусков, запускаемых с космодрома «Байконур» на объекты окружающей среды, в частности, к реализации процесса газификации гарантийного запаса топлива (ГЗТ) в баках отработавшей первой ступени перспективных ракет-носителей и вопросам разработки автономной бортовой системы увода ОПС.

Цели Устойчивого развития:

7-Цель
9-Цель
12-Цель
13-Цель
Приемная комиссия