Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах,вузах и.т.д.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Законодательная база Республики Казахстан:
Об утверждении государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы.
Закон Республики Казахстан» о статусе педагога».О внесении изменений в приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №557″.Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан».Закон Республики Казахстан «Об образовании» .Закон о правах ребенка в Республике Казахстан. Закон о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями закон. О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан
Закон о специальных социальных услугах.
Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования организация их учебно-воспитательной деятельности.
Дополнительные акты к закону:
Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2015 года № 39» Об утверждении видов и форм документов государственного образца об образовании и правил их выдачи». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 февраля 2015 года № 10348.
Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 175 «Об утверждении Правил разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 мая 2020 года № 20567»
«Правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 95. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 марта 2016 года № 13420.»
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года N 77» Об утверждении типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».
АО «АЛиТ» предоставляет обучающимся с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) ряд необходимых условий:
- преподаватели АО «АЛиТ», принимающие разнообразие возможностей обучающихся;
- использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приемов обучения, ориентированные на разные возможности студентов;
- применение индивидуализированных способов оценки достижений студентов;
- специальные технические, вспомогательные и компенсаторные средства, которые находятся в специально-оборудованной аудитории «Кабинет инклюзивного образования» (аудитория №2106 ГУК АО «АЛиТ»);
- нормативные документы, методические материалы, регулирующие организационные и технологические процессы удовлетворения особых образовательных процессов.
Для лиц с особыми образовательными потребностями созданы специальные условия. От тротуара (от пешеходных дорожек) до центрального входа главного учебного корпуса и внутри помещения, по коридору до инклюзивного кабинета (№2106) + внутри библиотеки, а также для входа в лифт были проложены специальные тактильные плиты (специальные желтые цвета с отличительными текстурными поверхностями).
В кабинете и санузлах установлены указательные таблички с шрифтом Брайля. Перед входом в корпус АО «АЛиТ» установлены опознавательные знаки желтого цвета и кнопка вызова на высоте от 0,9 м. до 1,2 м. от уровня пола, что проинструктировано службой безопасности, которые моментально среагируют на звонок для доступа в здание.
Смонтированы переносные дверные пандусы в главном учебном корпусе и павильоне №5, что является максимально доступным для людей на кресле-коляске, расстояние 0,4 м. от уровня пола.
Предусмотрены места для личного автотранспорта инвалидов с опознавательным знаком, которые размещены вблизи от главного входа не далее 30 метров, которые доступны для маломобильных.
Организован отдельный санузел (№ С214) для инвалидов с оборудованной специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями. Внутри помещения достаточно свободного пространства, что позволяет свободно перемещаться человеку, использовать ходунки, коляску, заходить вдвоем — инвалид и сопровождающий.
Выделен лифт с опознавательным знаком.
Вместе с тем, согласно к требованиям во внутреннем помещении ГУК, было выделено специальное помещение для проведения занятий с обучающимся с ООП в кабинете №2106.
Световые маяки установленны во всех Домах студентов и ГУК академии от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м. Цвет маяков на путях безопасного движения – зеленый, в зонах повышенного внимания — желтый, а в зонах опасных или с ограниченной доступностью — красный.