Кружок «Мирас»

Руководитель
Айтказина Мира Мухтаровна ассоц.профессор
тел. 87077231074,
e-mail: m.аytkazina@alt.edu.kz
Название кружка: «Мирас» функционирует с 2017 года.
Положение СТУДЕНЧЕСКОГО КРУЖКА «МИРАС»
1. Общие положения
1.1 Кружок «Мирас» образован на базе Казахской академии транспорта и коммуникации им. М.Тынышпаева (ныне ALT Университет им. М. Тынышпаева), кафедры «СГДиФВ».
1.2. Студенческий кружок является добровольной организацией студентов, выразивших желание овладеть навыками проведения научных исследований и успешно сочетающих такую деятельность с учебой, который с любовью относится к своей истории и культуре.
1.3. Студенческого кружка проводится один раз в месяц. О датах и времени проведения заседаний председатель информирует членов СК.
1.4. Для выполнения организационной работы и учета деятельности студенческого кружка из числа студентов (сроком на один год) избирается председатель кружка. При наличии в кружке более 15 студентов в помощь председателю может быть избран секретарь кружка для заполнения протоколов.
2. Цель и задачи студенческого кружка «Мирас»:
2.1. Развитие творческого мышления, научной самостоятельности, повышение внутренней организованности, сознательного отношения к учебе, углубление и закрепление полученных в процессе обучения знаний.
2.2. Основные цели кружка:
- формирование активной жизненной позиции студентов;
- экскурс по историческим местам;
- изучение биографии известных людей;
- духовное воспитание на основе популяризации культурно-исторических ценностей казахского народа;
- традиции и обычаи национальной истории нашей земли.
3. Право членов студенческого кружка «Мирас»
3.1. Иметь право избирать кандидатуру председателя кружка и предлагать ее для утверждения на заседании кружка;
3.2. Иметь право выдвигать лидеров кружка;
3.3. Выступать на заседаниях кружка и научных конференциях с научными сообщениями и докладами.
3.4. Имеет право защищать девиз и эмблему кружка.
4. Обязанности членов студенческого кружка «Мирас»:
4.1. Участие в работе заседания кружка, один раз в месяц в котором, обсуждаются результаты научной работы членов кружка (научные статьи, рефераты и конкурсные работы).
4.2. Заполнение и своевременная регистрация событий;
4.3. Подведение итогов работы кружка. Планы проведения занятия кружка сохраняются в течении всего учебного года.
5. Перечень документов:
5.1. Положение.
5.2. Учебно-тематический план;
5.3. Явочный лист;
5.4. Структура кружка;
5.5. Протоколы.
6. Планы кружка
6.1. Участие и выполнение плановых научных работ;
6.2. Разработка докладов и выступления с ними на СК и семинарах.
6.3. Экскурсии и экскурс по городу Алматы и ее окраинах.
Программа студенческого кружка «Мирас»
Комментарий
Программа кружка «Мирас» направлена расширить знания студентов о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, воспитать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, студенты сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, музейно-краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия студентами исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Данная программа призвана помочь преподавателю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей студентов.
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного земли, оформление и пополнение экспозиций музея университета.
Кружок организован среди студентов всех курсов.
Основные направления программы:
- формирование чувства нравственного и патриотического сознания в среде студентов;
- изучение богатой этнокультуры, краеведения нашей республики;
- мотивировать студентов к самореализации через деятельность кружка;
- повысить духовную культуру и осведомленность студентов.
Цель программы:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
- расширить и углубить знания студентов о родном крае с помощью поисково-краеведческой работы;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
- воспитывать патриотизм.
Как реализовать программу:
- создание слайдов по поисковой работе об особенности родного края;
- научиться пользоваться с источниками информации: периодическая печать, научные журналы, видеофильмы, диски, интернет, телевидение;
- научиться выступать с докладом перед своими однокурсниками.

Аллея Славы, Вознесенский собор — май 2025.
Парк заложен в годы строительства Верного на месте станичного кладбища (в 1921 году кладбище уничтожено селевым потоком). Сохранились могилы семьи Колпаковских, дочери Леониллы Колпаковской (захоронение 1860 года) и внука Владимира Базилевского (1882 года; восстановлено надгробие в 2011 году). Братская могила в память жертв землетрясения 28 мая 1887 года также утрачена. Старо кладбищенский парк позже был соединён с Соборным и получил название Городской сад. В 1885 году в парке были устроены павильоны и беседки, буфет, где продавали мороженое, фрукты и чай. Распитие спиртных напитков в парке запрещалось. Также под запретом была езда по парку на лошадях.
В регулярной разбивке сада принимал участие П. М. Зенков.
Название парка регулярно менялось: в 1899 году в связи с 100-летием со дня рождения А. С. Пушкина парк получил название «Пушкинский сад», в 1919 году — Парк павших борцов за свободу, в связи с захоронением здесь А. Березовского и К. Овчарова и других героев Советского Семиречья, затем именовался «местный парк имени Ленина», с запрещением городских захоронений, в годы до 1927 года именовался по-разному: «сад Губкомпомарма» (1925), «Общественный парк 1 мая». В 1927 году, в период преобразования Алма-Аты в столицу Советского Казахстана, парк получил название парк «Федерации советских республик». В 1942 году парк назвали в честь 28 гвардейцев-панфиловцев в память подвига, совершённого в годы Великой Отечественной войны при обороне Москвы бойцами 1075 полка 316-й стрелковой дивизии.
Установленные на Аллее памяти обелиски с именами 28 героев-панфиловцев, выстоявших в битве с многократно превосходящими силами немцев, являются местом почитания подвига героев. Аллея примыкает к Мемориальному комплексу Воинской славы и Вечному огню, куда в День Победи и другие дни жители и гости Алматы приносят цветы в знак почтения и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Параллельно посещение Вознесенского собора по желанию студентов.
Центральный государственный музей Республики Казахстан — апрель 2025 г.
Из старейших и крупнейших музеев не только Казахстана, но и всего Центрально-Азиатского региона. Фондовые коллекции музея насчитывают около 300 тысяч единиц хранения. В настоящее время в музее функционируют семь основных стационарных экспозиционных залов, разнохарактерные коллекции которых позволяют получить наглядное представление не только о палеонтологическом прошлом, но и о древней, средневековой, новой и современной истории и культурном наследии Казахстана.
Начало созданию музейных коллекций было положено в 30-х гг. ХIХ столетия в г. Оренбурге, где при Неплюевском военном училище был организован «Музеум Оренбургского края». Одним из его организаторов был известный языковед, автор «Толкового Словаря русского языка» Владимир Даль. В основу фондов музея в разные годы вошли коллекции не только музея Оренбургского края (1924 г.), но и Жетысуйского (Семиреченского) областного музея (1929 г.) и республиканского антирелигиозного музея (1941 г.). Музей размещался в здании Вознесенского Кафедрального собора, являющегося уникальным архитектурным комплексом г. Алма-Аты, построенным в 1904-1907 гг. по проекту известного верненского архитектора А.П.Зенкова.
В 1920 г. по постановлению правительства Казахской автономной республики, был создан Казакский Центральный краевой музей. Именно тогда часть коллекций Оренбургского губернского музея была передана в распоряжение вновь образованного Центрального краевого музея. Однако, окончательное сложение ЦГМ РК состоялось лишь в 1929 г. в связи с переносом Центрального краевого музея в г. Алматы.
В 1944 году музей был отнесен к І-ой категории и получил свое нынешнее наименование — Центральный государственный музей Казахстана.
Современное здание музея было построено в 1985 г. по проекту архитекторов Ю.Ратушного, З.Мустафиной и Б.Рзагалиева. В числе экспонатов музея уникальные памятники материальной культуры, отражающие культурную традицию и историю Казахстана с древнейших времен до современности.
Музей университета создан с целью сохранения истории развития университета, формирования национальной гордости студентов, сотрудников университета, бережливого отношению к истории и культуре, укреплению взаимосвязей между учебными заведениями.
Основными задачами музея являются:
- Содействие повышению образованности студентов, сотрудников и стороник посетителей. Изучение, осмысление, хранение истории и культуры развития университета в целях развития интеллектуальных, моральных, культурных и творческих возможностей студентов, воспитания у них национальной гордости, приобщения их к национальной и общечеловеческой культуре, сохранения корпоративных университетских традиций и ритуалов, патриотическое и идеологическое воспитание.
- Проведение культурно образовательной, воспитательной и идеолого-патриотической работы среди студентов, родителей, сотрудников и посетителей.
- Популяризация музейных коллекций.
- Проведение культурно-образовательных и идеолого-патриотических мероприятий.
- Открытие, наполнение и сопровождение рубрики музея на сайте университета.
- Организация встреч студентов и сотрудников университета с ветеранами университета, выпускниками с целью популяризации обучения и сохранения традиций и истории университета.
Музей АЛТ представленных экспонаты из семейных фондов М.Тынышпаева, ветеранов и сотрудников университета.
В коллекции можно посмотреть архивные фотографии и документы, значки железнодорожной тематики, модели локомотивов и вагонов. Отдельное внимание стоит уделить винтажной технике, телеграфному аппарату, а также бронзовому колоколу XX века, извещавшему когда-то об отправлении и прибытии поездов.
Стэнды выпустников университета.
Библиотека — история начинается с моменте открытия Алматинского института инженерного транспорта с 1976 года (АлИИТ).
Сейчас БИЦ является структурным подразделением ALT Университета имени Мухаметжана Тынышпаева, обеспечивающим библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание, обеспечение учебной и научной деятельности. В фонде ALT собрана уникальная коллекция литературы о развитии железной дороги с 1925 года. Лучшие классические издания прошлых лет по строительству дорог и транспортной технике. Наравне с электронным каталогом действует бумажная каталоговая система. На экскурсии студены познакомились с ее работой.
Алматинский железнодорожный музей — апрель 2025 г.
Музей состоит из нескольких тематических залов, рассказывающих об отдельных этапах становления и развития Казахстанской железной дороги и Турксиба (документы, карты, награды).
Алматинский железнодорожный музей является одним из самых крупных технических музеев в Казахстане. История музея началась в 1999 году, когда на основе личной коллекции почетного железнодорожника и ветерана железно-дорожного транспорта — Бейсена Шормакова был организован небольшой ведомственный музей.
Знакомство с экспозицией музея начинается с зала, гужевого транспорта проходившего через трассу Шелкового Пути.
К числу уникальных экспонатов, можно отнести подлинную карту «Железнодорожных, почтовых и пароходных сообщений Российской империи» 1894 года. На ней отдельно выделен первый на территории Казахстана участок железной дороги — от Покровской слободы до города Уральска. Его строительство началось ещё в 1892 году.
Отдельный стенд расказывает о строительстве Трансказахстанской магистрали Оренбург -Ташкент. С завершения участка Оренбург-Казалинск — 1904 года ведет своё начало история казахстанских железных дорог. В Казалинске появилось первое локомотивное депо на территории Казахстана.
Значительная часть экспозиции посвящена легендарному Турксибу. Построенная в период с 1927 по 1931 годы, Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из самых масштабных проектов молодого Советского государства. Строительство Турксиба одновременно велось от станции Луговой до Айна-Булака с одной стороны и от Семипалатинска с другой. В коллекции музея представлены инструменты рабочих, строивших Туксиб: кирки, лопаты, масляные лампы, прессы для уплотнения грунта, огромные пилы для резки шпал.
Коллекция масштабных моделей — здесь представлены десятки макетов локомотивов, сделанные в мельчайших деталях. Они демонстрируют полную эволюцию техники — от первых паровозов до современных сверхскоростных поездов. Отдельно представлены большие масштабные макеты локомотивов периода 1905 года и до наших дней.
В центре зала Большой макет работающей механической железной дороги с точными деталями мостов, станций, разъездов, паровозов, вагонеток, симофоров, что вызвало большой интерес у студентов.